Сейчас 24-летняя Анастасия Моргунова делится опытом и знаниями с воспитанниками областной школы-интерната для глухонемых и слабослышащих детей. Единственный в мире глухонемой мастер спорта по спортивной акробатике живет в Петропавловске.
— Нам через многое пришлось пройти, — рассказывает мама Насти — Валентина Петровна, — было очень трудно. Девочка с рождения была глухонемой. Чтобы придать ей такое качество, как уверенность в себе, мы решили отдать ее в спорт. Она выбрала акробатику. Препятствовать мы не стали.
— Обратите внимание, какая она умница, — подхватывает отец Насти Василий Моргунов, — какая у нее огромная сила воли, я горжусь своей дочерью. У Насти всегда было огромное желание быть нужной людям. Она не говорит, но мы ее понимаем без слов. У дочери всего лишь 20 процентов слуха, но это не мешает ей «творить». Я благодарен Богу, который подарил нам встречу с хорошим тренером, и он сделал из нее спортсменку.
К Ринату Белогонову, мастеру спорта международного класса по спортивной акробатике, Настю привели, когда ей было 5 лет. Он рассказывает, что недолго думал, брать или не брать глухонемую воспитанницу.
— Я сразу понял, что если с девочкой серьезно заниматься, то она может добиться значительных результатов,— вспоминает тренер. — Настенька занималась с большим рвением, она всегда с нетерпением ждала тренировок. И за все время не пропустила ни одного занятия.
К первым республиканским соревнованиям Ринат готовил Настю долго, кстати, к моменту первого выхода Насти на помост о том, что девочка не слышит, не знал никто.
— Я не стал афишировать, что Настенька глухонемая. Могли возникнуть некоторые трудности, — говорит Ринат, — но когда ее вызвали, я вышел вместе с ней, и меня, естественно, попросили удалиться. Тогда я громко, на весь зал, крикнул: «Она не слышит, мне нужно давать ей команды!» Возникла пауза, судьи посовещались и разрешили мне остаться.
— Как вы общаетесь с Настей? — интересуюсь у тренера.
— Жестами, — говорит Ринат, — поначалу, конечно, было очень трудно. Мы какоето время «притирались» друг к другу. Со временем я приноровился делать ей замечания, ругать, подсказывать, хвалить. Сегодня Настя понимает меня с полувзгляда. У нас даже выработался «свой» язык. Это никому другому не понятные условные знаки.
Не слышать музыку во время выступлений, ждать сигнала тренера, чтобы выйти на помост или подняться на пьедестал... Это под силу не каждому, но Настя прошла с достоинством через все испытания и успешно выступала не только на республиканских, но и на международных соревнованиях — в Голландии, Дании и Германии. Все эти годы Настю поддерживали педагоги: Ринат Белогонов, Надежда Королева, Елена Абдрафикова. Сейчас полученным опытом и знаниями выпускница интерната делится с младшим поколением учащихся школы для глухих и слабослышащих детей. Она пользуется уважением и любовью своих воспитанников. Умеет организовывать для своих ребят интересный отдых, поэтому в ее группах самый дружный и сплоченный коллектив.
— Большой спорт — это жестокая конкуренция, участники которой порой становятся заложниками спортивной индустрии и превращаются в машины для зарабатывания денег, — объясняет Анастасия свой уход из большого спорта. — Для многих спортсменов это смысл жизни, а мне, прежде всего, интересно заниматься с детьми. Я вернулась в школу, чтобы научить таких, как я, не сдаваться ни в коем случае, потому что впереди их ждет сладкий миг победы.
Кстати, Настя — не единственная талантливая спортсменка в интернате. Только за последние два года в различных видах спорта преуспели 12 воспитанников школы. И все они точно знают одно — чтобы
чего-то добиться, не надо обладать сверхъестественными способностями.
Комментарии