В далекий Пятигорск вчерашнюю кубанскую школьницу Надю гнала мечта: поступить в медучилище. В советские времена слабослышащие и глухие только там могли получить желанную специальность. Сняла жилье, но расторопная хозяйка привела еще одного жильца, в соседнюю комнату: «Вот тебе товарищ, будете готовиться вместе». «Я по конкурсу прошла, а Валерий — нет, ему пришлось уехать. Наш почтовый роман длился два года. А в следующем году у нас юбилей, 35 лет брака, — Надежда Алексеевна показывает мне фото из семейного альбома. — Вот это Валерий Владимирович в Дании, это его отец — в послевоенное время он был председателем Гродненской областной организации глухих, позднее — Минской областной. Тут мы в байдарочном походе на Березине, а это мои студенты, арабы, очень толковые были ребята». Мы уютно устроились на диване. Рядом — глава семейства, дочки Оксана и Маша, весело возятся внук Никита и внучка Настя, озорничает мопс Тишка. Гармонии, царящей в этом семействе, где все взрослые — инвалиды по слуху и которое мы навестили в канун 80–летнего юбилея Белорусского общества глухих, можно только позавидовать.
О чем молчат громкие победы Штурмовать медучилище еще раз Валерий Владимирович не стал, пошел по другой дороге. Окончил школу тренеров, поступил в институт физкультуры. «Когда он учился, мы уже были женаты, и я шутила, что половина диплома — моя», — улыбается Надежда Алексеевна. Один из основателей Белорусской спортивной федерации глухих, сегодня Валерий Парфенюк возглавляет спортивный отдел Республиканского Дворца культуры им. Н. Ф. Шарко, организует соревнования для глухих и слабослышащих — от городских до республиканских. Но пик подготовки ребят — Дефлимпийские игры, своего рода Олимпиада для глухих. Белорусы регулярно привозят оттуда медали. Самый свежий повод для гордости — выступления в этом году на чемпионатах Европы и мира: волейболистки заняли 4–е место, с золотыми, серебряными и бронзовыми медалями вернулись легкоатлеты и пловцы. «Если бы такого успеха добились команды слышащих, это был бы фурор, а наш практически не заметили», — в голосе Валерия Парфенюка слышно недоумение. А много ли мы читали хвалебных статей о легкоатлетке Елене Терентьевой, обладательнице деф-лимпийского «золота», пловчихе Наталье Деевой, волейболистке Ирине Джураевой? К сожалению, заниматься спортом профессионально у глухих практически нет возможности. Ведь подавляющее большинство приходит на тренировки после работы, а выложиться в зале после смены на заводе могут лишь самые упорные. А вот в Украине, например, созданы профессиональные команды для слабослышащих и глухих, и это дает огромный стимул. Кроме того, Белорусское общество глухих потеряло спорткомплекс, долгие годы строящийся специально для них. Остался лишь обычный школьный зал, в котором в свои 17 тренировался еще сам Валерий Владимирович... Впрочем, есть еще одно объяснение, почему падает интерес к спорту: появилось много других сфер, где неслышащие могут себя показать...
Понять и постичь За образованием в Пятигорск уже ехать не надо. Специальные группы учащихся формирует Минский медицинский колледж. В нем 17 лет преподавала Надежда Алексеевна: «В первый год набора преподавателям без знания жестовой речи было сложно работать. Когда пришли я и моя коллега, тоже слабослышащая, это было в некотором роде спасение для студентов. А потом доверили нам вести практику по ортодонтии и у смешанной группы».
Оксана диплом о высшем образовании получила в Российской академии туризма, причем училась в обычной группе. Поначалу было сложно, ведь она читает по губам. Сидела часами в библиотеке, помогали конспектами сокурсники. В итоге уже слышащие студенты обращались к ней за консультациями. Сегодня Оксана говорит, что учеба ей очень многое дала: «В том числе и осознание, что я не хуже других. Появилось много друзей среди здоровых ребят. Знаете, сейчас все больше инвалидов по слуху хотят получить высшее образование. Поступают в институты, академии. И не только в Беларуси, где можно учиться в педагогическом или в Академии физкультуры. Некоторые едут в Москву — там спецгруппы есть, например в «Бауманке». Оксана пошла по стопам отца, работает инструктором–методистом, а вот младшая дочка, Маша, — без пяти минут техник–программист, оканчивает обучение в Минском колледже электроники. «Скайп, видеочаты, социальные сети, — перечисляет Оксана, — это такой толчок для познания мира! Благодаря им, не выходя из дому, можно общаться с глухими со всего света. Есть множество специальных сайтов, сообществ. Например, неслышащие люди благодаря интернету учат английский, итальянский языки, а глухие ребята уже два года участвуют в чемпионате по компьютерным играм в Украине».
Все в твоих руках Раздается телефонный звонок — и люстра мигает. Это система оповещения, делающая жизнь неслышащего более комфортной. Срабатывает она и на дверной звонок. Телефон — тоже непростой, с усилителем. Благодаря ему те, кто плохо слышит, но владеет речью, могут вызвать «скорую» самостоятельно — не надо бежать к соседям за помощью, как раньше. Хотя есть и еще более простой способ, кстати, единственно возможный для полностью глухих: послать sms со своей фамилией, местом нахождения и кратким описанием проблемы на экстренный мобильный номер. Таким уже обзавелись медики, МЧС, милиция, служба газа, аварийная лифтовая.
Пока мы беседуем, малышня погрузилась в мультик про Губку Боба. Взрослым же даже новости с сурдопереводом не удается посмотреть: идут в очень неудобное время, дневное, когда все на работе. Да и бегущая строка часто не совпадает с сюжетом, а «считать» с губ диктора можно далеко не всегда. Вот Надежда Алексеевна и привыкла больше полагаться на газеты, чтобы разузнать все подробности. «О, мы все — записные книгочеи! — подхватывает Оксана. — И я, и родители записаны в городские библиотеки, обмениваемся книгами, «качаем» литературу из электронных библиотек. Но общения с людьми это, естественно, не заменяет. Мне вот, например, было очень приятно, когда новый директор нашего Дома культуры Дмитрий Сенников свое первое совещание провел на жестовом языке, хотя у него и нет проблем со слухом. Это знак уважения к неслышащим».
Кстати, научиться говорить жестами может любой — каждый четверг во Дворце культуры им. Н. Ф. Шарко проводятся занятия для широкой публики. Посещает их и муж Оксаны, слышащий. «Чтобы теще новости рассказывать!» — смеется Надежда Алексеевна. Но если серьезно, то для овладения «ручной речью» нужен определенный талант: одним она дается быстро, а другим — никак. Интересно, что этот язык — не универсально–международный. На постсоветском пространстве он примерно одинаков, а, скажем, в Европе или Америке совсем другой. Но поскольку у неслышащих очень хорошая зрительная память, к «иностранному» они привыкают буквально за несколько дней.
Обращаю внимание на великолепный фотопортрет на стене. Выясняется — снимал Валерий Владимирович. Фото — еще одно серьезное его увлечение: на республиканской выставке серия его снимков заняла первое место. «А какой он великолепный садовод! — улыбается Надежда Алексеевна. — Какой хозяин! Самостоятельно, от фундамента до крыши, построил две дачи — себе и дочке...»
* * * Невольно задумаешься о барьерах, которыми испытывает нас судьба. Почему для одних они становятся удобным «строительным материалом», чтобы отгородиться от окружающих, а другие перешагивают любые препятствия и идут дальше, помогая попутно тем, кто рядом? Что тут движущая сила — талант, широта души, готовность принять то, что дает мир? Наверное, каждому нужно найти свое сочетание, как нашла его эта вроде бы совершенно обычная и в то же время такая уникальная семья.
Комментарии