-
Глухих.нет - Информационный сайт глухих и слабослышащих
-
СМИ о глухих |
-
Опубликовано: 27.06.2011 19:13
-
Просмотров: 9182
Уникальный театр существует в Новосибирске. Большинство его актеров — слабослышащие либо глухие молодые люди, однако это не мешает им общаться со зрителем на языке искусства и побеждать на всероссийских фестивалях.
Основу труппы студии пантомимы «Жест» составляют студенты Института социальной реабилитации для глухих и слабослышащих при техническом госуниверситете. Подобные вузы в России — большая редкость, поэтому в Новосибирск приезжают ребята со всей Сибири.
«Инвалидами глухих считаем только мы, привыкшие общаться звуками. Для глухих от рождения отсутствие слуха вовсе не трагедия», — говорит руководитель «Жеста» Алексей Талашкин, выпускник факультета дошкольного воспитания педуниверситета, заядлый кавээнщик с девятилетним стажем.
Впервые Алексей увидел, как поют глухие, в 2001 году, через год стал режиссером студии «Жест», а в 2003 году завершил обучение в Москве на единственной в России кафедре пантомимы и пластической культуры театра Академии переподготовки работников искусства, туризма, культуры.
Помимо «Жеста», в студенческом клубе Института социальной реабилитации НГТУ работают танцевальная студия «Ритм», школа имиджа «Грация», студия художественного слова. Все кружки посещают 45−50 человек. Особой популярностью у студентов пользуется студия жестового пения «Поющие руки».
«Жестовая песня — песня зримая, ее надо смотреть. Глухие дети очень эмоциональны, поэтому и пантомима, и пение у них получается прекрасно. Лишенные слуха, они все передают глазами. У нас даже слышащие студенты и сотрудники института заразились жестовым пением», — рассказывает директор студклуба Наталья Алексеенко.
По словам преподавателя пения Елены Долговой, новичок при регулярных репетициях может разучить песню в среднем за месяц, более опытные делают это быстрее. Как могут «услышать» ритм глухие? «Они „слышат“ телом, чувствуют вибрацию от колонок, — поясняет Долгова. — Когда не получается, сидящий в первом ряду педагог отбивает для них ритм и артикулирует губами».
С учениками студий работают слышащие педагоги и просто студенты, которым пришлось выучить язык жестов. «В отношениях со слышащими у глухих есть определенная доля обособленности. Надо постоянно тормошить их, просить объяснить что-то, тогда все начинает развиваться удвоенными темпами», — рассказывает педагог студклуба Екатерина Завершинская, дефектолог по образованию.
По самым минимальным оценкам в мире существует около 3000 звуковых языков. Количество же жестовых подсчитать невозможно, тем более они почти полностью независимы от звуковых. Русский жестовый язык этимологически происходит от французского, немецкого и австрийского языков и до сих пор распространен на территории бывшего СССР, поэтому артисты «Жеста» из Бурятии и Якутии могут найти общий язык с русскими.
«На одном фестивале наш театр повстречал коллег из Армении, и после выступления мы вместе ехали в автобусе: армяне и наши — буряты, якуты, русские. Пока всех ждали, стемнело, но свет в салоне горел, а как тронулись, водитель его погасил. „Э-э-э! — сразу захлопали, застучали, закричали пассажиры. — Дайте свет! Нам говорить надо!“ Оказалось, что жестовый язык армян, русских, бурят и якутов совпадает примерно на 60%», — вспоминает Алексей Талашкин.
Артистам «Жеста» не привыкать путешествовать: они постоянные участники региональных, всероссийских и международных фестивалей. А вот в Новосибирске увидеть их спектакли — на сценах ДК и студенческих площадках — можно нечасто. Бывает так, что после множества репетиций премьера становится единственным представлением на публике.
Неужели не жалко тратить столько усилий, чтобы потом показать плоды трудов один раз, спрашиваю я Алексея Талашкина. «Неужели вы сожалеете, что так долго готовились к свадьбе, а вышли замуж только один раз?» — отвечает вопросом режиссер.
Комментирование доступно только авторизированным пользователям. Вы можете пройти простую процедуру авторизации с помощью социальных сетей.
Начать.
Комментарии