Местные чиновники десять лет не знают, что делать с уникальным реабилитационным центром. Глухие дети пережили череду судов, переездов и реорганизаций. Впереди у них полная неопределенность.
Когда напичканный нанотехнологиями ХХI век уверенной поступью пришагал к окраинному Приамурью, то в регионе реабилитацией глухих и слабослышащих детей никто не занимался. Их жизненным «потолком» была школа для глухих и язык жестов. Первой начала профессионально реабилитировать детей с проблемами слуха
врач-сурдолог Тамара Кихлер: ее энтузиазм помог в 2000 году появиться на свет постановлению главы региона об открытии Центра по реабилитации детей с нарушениями слуха и речи «Соната». Ему передали часть одного полупустого благовещенского детского сада на правах аренды.
Результат получился великолепным. Больные дети погружались в речевую среду сверстников, а здоровые детки еще с ясельной группы воспитывались толерантными к тем, кто не слышит.
– Приезжала профессор из московского института коррекционной педагогики, и для нее это было просто открытием. Потом метод взяли многие регионы, – вспоминает Тамара Кихлер.
Очередь в «Сонату» выстроилась огромная. По сути центр стал единственной дверцей в полноценную жизнь для глухого или слабослышащего ребенка. В регионе примерно тысяча детей, имеющих проблемы со слухом. Но центр может взять на реабилитацию только тридцать.
В 2005 году Благовещенск почувствовал нехватку мест в детских садах. И началась серия судов: глухих выселяли на улицу. В регионе чередой менялись губернаторы, руководителей регионального здравоохранения заключали под стражу с завидной регулярностью. Не было даже и речи о том, что нужно начать строить многопрофильный реабилитационный центр для детей-инвалидов. «Денег нет», – заученно отвечает власть. При этом один из экс-губернаторов региона закатил ремонт в своем служебном кабинете на шестьдесят миллионов рублей.
«Сонату» перевели в помещение детской областной больницы. Дети видели страдания своих сверстников, замыкались в себе и заходились в истериках. Весь труд педагогов-реабилитологов летел насмарку.Спустя годы мытарств «Сонате» на правах аренды дают треть помещения детского сада в одном из самых непрезентабельных уголков Благовещенска. В соседи к ним власти определили Центр по стандартизации и метрологии. В одном помещении реабилитируют больных детей и проверяют на токсичность заморские товары.
В 2010 году тогдашний министр здравоохранения Приамурья Юрий Максимов доказывает, что к реабилитации здравоохранение не имеет отношения, дело врачей лечить, а реабилитацией должны заниматься социальные службы. В августе того же года приказом минимущества Амурской области помещение детского сада безвозмездно передают в ведение ФГУ «Амурский центр стандартизации и метрологии». А губернатор Приамурья издает постановление, которым «Сонату» определяют в подчинение министерства соцзащиты. Тамара Кихлер, основатель и бессменный руководитель «Сонаты», пишет заявление на увольнение.
– Прооперировать ребенка – полдела, слуховой аппарат подобрать – это тоже не трудно. Труднее и длительнее всего заниматься реабилитацией. Ребенка нужно адаптировать к жизни, к обществу, к труду, – говорит Мария Чикачева, мама глухого ребенка.
30 марта этого года губернатор Амурской области Олег Кожемяко подписал постановление, которое снова возвращает «Сонату» в ведение министерства здравоохранения. «Соната» глухо охнула. В структуре минздрава не предусмотрены педагогические кадры. По определению. Круг глухоты замкнулся.
– Нам предлагают площади в детской городской больнице. Это неправильно. Больница и реабцентр не должны соседствовать. Каталки, боль, уколы, капельницы и наши дети – это несовместимо. У реабилитантов белый халат ассоциируется только со страданиями, больничные коридоры только травмируют психику наших детей, – говорит исполняющий обязанности директора центра Татьяна Лысенко.
К слову, Татьяна Анатольевна тридцать лет проработала врачом-психиатром. В 2003 году была признана лучшим врачом года среди российских психиатров.
Дети-инвалиды боятся больниц! Но амурские чиновники не понимают этого. Родители детей-инвалидов объединились и создали общественную организацию. Завалили письмами все властные структуры региона. В ответ кипы отписок, из которых понятно, что власть предержащие не хотят вникнуть в суть проблемы. Не слышат. За годы своего существования «Соната» помогала и аутичным детям, и больным синдромом Дауна, и страдальцам от тисков ДЦП.
– В регионе больше нет ничего, что включает в себя понятие пожизненная реабилитация. Поэтому мы и стали работать и с другими патологиями развития. На слезы матерей смотреть невыносимо, – признаются в «Сонате».
Сегодня официально можно сказать, что человечество победило глухоту, врачи овладели уникальнейшей методикой кохлеимплантации – это ювелирная операция: во внутреннее ухо вставляется специальный имплант, который электрически стимулирует слуховой нерв. Но «искусственному слуху» нужно учиться. Самостоятельно ребенку не одолеть этот звуковой барьер. Однако одной уникальной операции мало. Нужны годы профессиональной реабилитации. Только после этого можно окончательно победить болезнь. У амурских детей эту возможность отнимают. Их просто не слышат. Вернее, не хотят.
Комментарии